Чего ждать от сверхновой реальности? Аналитика рынка труда и прогнозы
⏱ 22 минуты полезного чтения
Аналитика рынка труда
Чтобы понять, в какую сторону плыть в голубом океане неизвестности, важно оценить, что творится за бортом. Лучший маяк в этом смысле — аналитика, основанная на больших данных hh.ru. Это те цифры (статистика по количеству активных резюме, вакансий, приглашений, откликов), которые помогут обосновать HR-стратегию руководству компании. А главное — принять верные решения: на кого делать ставку в подборе и как выстраивать HR-процессы сейчас и в будущем.
Что происходит с вакансиями и резюме
Посмотрим на ситуацию с вакансиями и резюме в динамике. Возьмём за точку отсчёта январь 2019 года — более-менее стабильное время на рынке труда. В целом то, что происходило на рынке труда в 2019 году со спросом на сотрудников и их предложением, было достаточно характерным для всех предшествующих лет и 2019 год был последним годом «старой нормальности».
Весной 2020 года, после начала локдауна, резко снизилось количество вакансий и резюме. Однако уже осенью 2020 года работодатели начали активно привлекать кандидатов, как это было до пандемии. В течение 2021 года рынок вакансий полностью восстановился и перешёл в фазу бурного роста. Тогда как активность соискателей осталась на уровне 2020 года. В результате 2021 год рынок труда России закончил в состоянии сильнейшего дисбаланса между спросом на труд и его предложением: людей просто перестало хватать всем желающим работодателям.
Но после 24 февраля 2022 года произошёл резкий обвал рынка вакансий, а дальше — поэтапное восстановление. В итоге количество вакансий, размещённых в сентябре 2022 года компаниями на hh.ru, оказалось практически тем же, что и весной прошлого года.
Это непростая ситуация в первую очередь для работодателей, поскольку соискатели чуть более активно начали смотреть в сторону открытого рынка труда, но резкого увеличения числа резюме не произошло. Снова обнажился тот яркий дефицит рынка труда, который сохранялся на протяжении всего прошлого года. Он хорошо заметен на графике — разрыв между спросом и предложением по-прежнему колоссальный. Ни специальная военная операция, ни частичная мобилизация, ни уход иностранных компаний из России не сделали рынок более конкурентным среди соискателей. Аналитика показывает — кандидаты не стремятся активно искать и менять работу в нестабильные времена.
Чтобы проследить влияние событий 2022 года на рынок труда, стоит сравнить цифры по вакансиям в разные месяцы текущего года с январскими показателями. Сокращение числа предложений работы после 24 февраля закончилось в мае. Начиная с июня, наблюдался постепенный подъём активности работодателей. В результате к концу октября число вакансий по сравнению с январём 2022 года выросло на 4%. Нынешний подъём во многом можно объяснить тем, что компаниям нужно оперативно заменить мобилизованных или покинувших страну сотрудников.
Как меняется дефицит людей на рынке труда
Пик активности, когда кандидаты охотно размещали и обновляли резюме, пришёлся на май 2020 года — тогда уровень конкуренции среди соискателей по стране в целом вырос до 8,2 резюме на одну вакансию. Но работодательским рынок так и не стал.
Уже летом 2020 года hh.индекс начал снижаться, в июне 2021 года остановился на отметке 3,7 резюме на вакансию и сохранился на этом уровне вплоть до конца 2021 года. Многие работодатели в это время почувствовали риск остаться аутсайдерами в борьбе за лучшие кадры. С начала специальной военной операции произошёл небольшой скачок hh.индекса, правда, ситуация быстро сгладилась и даже 21 сентября особо не сказалось на активности кандидатов. Сейчас на одну вакансию претендуют в среднем 5 соискателей. Разумеется, уровень конкуренции зависит от региональной, профессиональной и отраслевой специфики, но на макроуровне существенных колебаний как не было, так и нет.
Уровень конкуренции в разрезе регионов и профессий
По итогам сентября уровень конкуренции выше среднего по России сохраняется в Москве и области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области — 6,4 и 6 резюме на вакансию соответственно. Это регионы, в которых сосредоточено больше всего рабочих мест, а значит, и людей, конкурирующих за них, чуть больше. Далее в порядке убывания следует Северо-Кавказский ФО, где соотношение резюме и вакансий равняется 5,5, — ситуация с вакансиями в этом регионе всегда хуже, чем по стране в целом, что сказывается на hh.индексе. Во всех остальных федеральных округах наблюдается нехватка специалистов из разных профессиональных сфер.
Особенно трудно работодателям привлекать специалистов рабочего толка — уровень конкуренции среди синих воротничков не дотягивает даже до 1 резюме на вакансию. Пока сложно сказать, как справляться с нехваткой линейного и массового персонала, учитывая растущий дефицит курьеров, водителей, производственного и рабочего персонала во всех регионах.
С другой стороны, самая высокая конкуренция на рынке труда сохраняется среди юристов (9,7), начинающих специалистов (7,2), представителей сфер науки и образования (7,1), бухгалтерии и финансов (6,2), управления персоналом (6,2) и административного персонала (5,9). В целом с беловоротничковыми ролями компаниям стало чуть проще — кандидаты заводят или обновляют резюме в поисках лучших условий труда. Исключение составляют лишь ИТ-специалисты, которые по-прежнему в цене и в дефиците, хотя и в этой профессиональной группе наметились позитивные для работодателей тренды. Но о них — чуть позже.
Ситуация на рынке труда в разрезе профессиональных групп
HR. На протяжении всего года HR-специалисты активно размещали и обновляли резюме, причём по скачку резюме в марте заметно, как соискатели отреагировали на февральские события. Количество кандидатов на рынке труда выросло более чем на 20% по сравнению с началом года. Сейчас hh.индекс в HR-сфере равен 6,2. С вакансиями дела обстоят иначе: весной произошёл сильный спад и предложений о работе для HR-специалистов сегодня значительно меньше, чем в январе. Тенденций к быстрому улучшению ситуации пока нет, впрочем, как по другим беловоротничковым ролям.
ИТ. Уровень конкуренции среди ИТ-специалистов вырос до 3,9 — небывалый показатель для этой сферы за последние несколько лет. В первую очередь тренд связан с повышенным интересом кандидатов к вакансиям — число резюме от месяца к месяцу растёт. Улучшается ситуация и с так называемым зарплатным пузырём, когда соискатели рассчитывали на определённый уровень зарплат, который был едва сопоставим с рыночным. Теперь ИТ-специалисты становятся более договороспособными — и это хорошая новость для компаний. При этом количество вакансий в начале года тоже резко сократилось, и нет признаков скорого восстановления рынка.
Продажи. Одна из немногих профессиональных групп, которая всегда на плаву, даже в самые непростые времена. Весенне-летний обвал рынка вакансий закончился осенним подъёмом. Даже с учётом роста числа резюме спрос на представителей сферы продаж в разы превышает предложение. В среднем на одну вакансию претендуют не более двух кандидатов. Разрыв между ожиданиями компаний относительно кадров и реальностью рынка труда продолжает увеличиваться — это то самое свободное пространство между двумя линиями на графике.
Рабочий персонал. Сфера, где наблюдается интересная картина на рынке труда. Как и во многих других профессиональных группах, число вакансий для представителей рабочего персонала резко сократилось весной, быстро возросло летом, а уже осенью аналитики фиксируют небывалый подъём спроса на синих воротничков, гораздо выше того, что был до начала специальной военной операции.
Производство. От рабочих перейдём к специалистам инженерно-технического толка. В целом на одну вакансию приходится 2 резюме. Нехватка инженеров различных специализаций, а также узких производственных специалистов началась не вчера, хотя динамика вакансий в этой сфере в 2022 году тоже выглядела довольно интересно. Интенсивный скачок спроса в начале года перешёл в провальную фазу после событий февраля, а с июня рынок начал восстанавливаться. До конца 2022 года вряд ли удастся повторить рекорд начала года, но тренд на улучшение ситуации есть.
Строительство. Ещё одна сфера, где аналитики фиксировали бурный рост числа вакансий в начале года. Продажи и строительство — те самые сферы, которые обеспечили постковидный расцвет и продолжают драйвить рынок труда даже в текущих изменчивых реалиях. Динамика по вакансиям схожа с картиной по рабочему персоналу, поскольку категории очень похожи. И там, и тут требуются рабочие руки и линейный персонал. Если смотреть на динамику резюме, то активность людей за последние несколько месяцев снизилась по понятным причинам: из-за частичной мобилизации часть мигрантов могла покинуть страну, а россияне получили повестки.
Ситуация на рынке труда в разрезе отраслей
Автомобильный бизнес. Одна из самых пострадавших отраслей за последние 10 лет — на ней сказывались кризисы 2009, 2015 годов, Covid-19, а теперь ещё и санкции. Мощное падение рынка вакансий продолжается на фоне покидающих Россию иностранных автопроизводителей. Снижение активности кандидатов может быть связано с тем, что люди меняют профессиональную сферу интересов и размещают резюме в других группах — рабочий персонал, производство, строительство и т. п. В ближайшие несколько лет сложно представить позитивные подвижки в этой отрасли.
Банки. Поведение работодателей и соискателей в банковской сфере очень похоже на ситуацию с резюме и вакансиями в автобизнесе. Хотя потеря интереса к открытому рынку труда у кандидатов из банковской отрасли, скорее всего, связана с желанием стабильности — специалисты, у которых уже есть работа, держатся за текущие места. Стратегия «синицы в руке» в период турбулентности для многих остаётся более понятной и предсказуемой. Рынок вакансий очень медленно восстанавливается, и банки конкурируют за кандидатов — на одно предложение о работе приходится всего 1,3 резюме.
Добыча. Отрасль, которая являлась локомотивом экономики России все предыдущие годы, и сейчас чувствует себя неплохо. Несмотря на то что активность соискателей, как и уровень конкуренции, снижается (hh.индекс равен 0,7), приток кадров в эту сферу осуществляется за счёт внутреннего кадрового резерва, а также реферальных программ. Это специфическая для российского рынка труда отрасль, в которой занят небольшой процент людей.
Логистика. Год начался с яркого взлёта активности работодателей. Затем последовал характерный для большинства отраслей и профессиональных групп спад вакансий. А дальше аналитики наблюдали уже классическую для российского осеннего рынка труда картину — поэтапное восстановление с небольшим замедлением роста числа вакансий после объявления частичной мобилизации. Несмотря на существенный прирост количества резюме, hh.индекс составляет 2 резюме на одно предложение о работе. И положение в отрасли для работодателей вряд ли изменится к лучшему — водители, логисты, грузчики, кладовщики по-прежнему нужны многим компаниям.
Как повлиял уход иностранных компаний
Мобилизованный рынок труда
Пока довольно трудно сказать, сколько соискателей трудоспособного возраста покинули страну, поскольку люди пересекают границу по разным причинам, а потом возвращаются. Этих цифр нет даже у официальных ведомств России и других государств, куда направились россияне. По самым оптимистичным оценкам экспертов, минимальное количество близко к 300 тысячам.
Аналитики hh.ru выявили топ стран с максимальным относительным приростом резюме кандидатов с гражданством РФ. То есть в базах резюме этих стран появилось больше всего CV (от англ. Curriculum vitae — краткое хронологическое описание жизни, образования, мест работы и профессиональных навыков по определённой форме), где указано российское гражданство. В абсолютных цифрах это число порядка 66 тысяч. В процентном соотношении ситуация следующая: прирост резюме в Казахстане составил 81% (сравниваем показатели с 10 по 22 октября с показателями за период с 10 по 22 сентября), в Грузии и Узбекистане — 59%, в Кыргызстане — 55%, в Армении — 44%, в Азербайджане — 38%, в Турции — 33%). Далее с большим отрывом следуют страны Балтии.
Если посмотреть на абсолютные цифры, рейтинг выглядит несколько иначе. В период 10–22 октября по сравнению с 10–22 сентября число резюме соискателей с гражданством РФ больше всего выросло в следующих странах: Казахстан (на 44 тысячи резюме), Грузия (на 8,6 тысячи резюме), Узбекистан (на 4,5 тысячи резюме), Турция (на 2,9 тысячи резюме), Кыргызстан (на 2,8 тысячи резюме).
На рынок вакансий ситуация пока никак не повлияла, так как большая часть из этих 66 тысяч кандидатов — яркие представители категории цифровых кочевников, которые используют интернет для выполнения своих профессиональных обязанностей и ведут мобильный образ жизни. Преимущественно это ИТ-специалисты (19%), работники сфер продаж и обслуживания клиентов (10%), маркетологи, рекламщики и PR-специалисты (9%), соискатели из профессиональных групп строительства и недвижимости (8%), производства и сервисного обслуживания (7%), рабочий персонал (5%). Бросается в глаза перекос в сторону белых воротничков, и можно предположить, что специалисты рабочего толка просто уехали в родные страны с наступлением кризиса.
Интересен и другой факт — очевидно, что большая доля тех же ИТ-специалистов, маркетологов, консультантов продолжают работать на российские компании дистанционно. Это накладывает определённый отпечаток на работу HR-отдела — специалистам приходится изучать больше информации о том, как соблюдать закон и при этом не потерять ценных «удалённых» сотрудников.
Мобилизация повлияла и на ситуацию с приглашениями. Поскольку до кандидатов-мужчин стало сложнее дозвониться, на собеседования начали активнее звать женщин. Это подтверждает аналитика hh.ru: на первой неделе сентября в 59% случаев приглашения получали женщины, в 41% — мужчины. После 21 сентября количество приглашений женщин на интервью выросло на 3,6%, а мужчин стали реже звать на 5,3%.
Помимо гендерных изменений, заметен зарождающийся рост интереса к кандидатам зрелого возраста. Пока аналитики наблюдают лишь зачатки этого тренда, однако ситуация может измениться уже в ближайшие 2–5 лет. В наиболее молодой группе соискателей (в возрасте 18–24 лет) приглашений стало на 2% меньше (снижение с 34 до 32% на последней неделе сентября по сравнению с первой). Вместе с тем в более возрастных группах зафиксирован прирост приглашений на 1%: 35–44 года (с 20 до 21%) и 45–54 года (с 7 до 8%). На эти процессы влияет не столько частичная мобилизация, сколько общий дефицит людей на рынке труда. О нём — далее.
К числу хороших новостей также можно отнести индексацию зарплат в российских компаниях. По данным Банка данных заработных плат, в октябре 2022 года по сравнению с тем же месяцем прошлого года зарплаты в России в номинальном выражении увеличились на 6%. С одной стороны, подобный рост не компенсирует инфляцию, с другой — компании не отказались от планов по индексации, несмотря ни на что. Судя по опросам работодателей, более 50% компаний намерены повысить зарплаты сотрудникам и в следующем году.
О демографии в России и её влиянии на рынок труда
На основе демографических процессов достаточно легко делать прогнозы. Исключение составляют эпидемиологические и военные ситуации. Однако даже влияние Covid-19 уже поддаётся экспертным оценкам, в отличие от СВО и частичной мобилизации. Увидеть всю картину целиком получится не раньше следующего года, а пока можно проанализировать, как рождаемость за последние 30 лет повлияет на следующие 10 лет развития российского рынка труда, благодаря цифрам Росстата.
Количество людей в наиболее трудоспособном возрасте 20–24 лет неуклонно снижается, начиная с 90-х годов. Тогда, как и сейчас, люди испытывали максимальный дискомфорт, остро ощущали неопределённость, поэтому на протяжении нескольких лет отказывались от рождения детей. Эта история привела к тому, что сегодня на рынке труда насчитывается не более 7 миллионов соискателей в возрасте 20–24 лет, хотя 10 лет назад их было свыше 12 миллионов. Чем старше будет становиться эта молодёжь, тем больше сократится численность других возрастных групп, которых пока, кажется, на рынке достаточно.
Эксперты не прогнозируют существенного улучшения ситуации в ближайшие 5–10 лет: на уровень 2011 года по численности населения, а значит — трудовых ресурсов, России не удастся выйти на протяжении следующих 20 лет.
Краткие итоги
Про рынок труда
Возможный негативный эффект
👎 Продолжение турбулентного периода. В компаниях ещё больше сократится горизонт планирования, что не способствует стратегическому развитию — именно долгосрочные вложения выступают драйверами экономического развития.
👎 Снижение темпов прироста ВВП.
👎 Мобилизованные могут «выпасть» из экономики на длительное время.
👎 Недостаточно человеческих ресурсов на замену мобилизованным, на них в любом случае влияет вся эта ситуация с точки зрения неопределённости и тревожности.
Возможный позитивный эффект
👍 В краткосрочной перспективе рынок труда может стать более возрастным — кандидаты зрелого возраста будут более востребованы.
👍 Работодатели могут рассматривать женщин на позиции, которые ранее считались «мужскими».
👍 Розничная торговля — ключевая отрасль для российского рынка труда в плане массового найма — продолжит активную работу даже в текущих условиях.
Про людей
Возможный негативный эффект
👎 Люди пока не отошли от постковидного синдрома, как появился новый стресс. Всё это сказывается на эффективности и производительности труда.
👎 Нарастает напряжение из-за разницы во мнениях, что провоцирует конфликты в коллективе и снижение производительности.
👎 Люди, покинувшие страну, какое-то время смогут сохранять связи с Россией, продолжая работать удалённо, но непонятно, что произойдёт дальше.
👎 Озвученный потенциал частичной мобилизации — 300 тысяч человек, это люди в возрасте до 40 лет — самые высокопродуктивные и работоспособные категории на рынке труда, специалисты, которые находятся в дефиците в течение последних двух лет.
Возможный позитивный эффект
👍 Снижение текучести: люди будут держаться за работу, осознавая, что это ценность.
👍 Возможно быстрое восстановление активных вакансий.
Про подбор
Возможный негативный эффект
👎 Высокая турбулентность. Например, сентябрь показал, как важен воинский учёт в HR, что будет дальше — неизвестно.
👎 В течение ближайших месяцев может снизиться число открытых вакансий по причине полной перестройки HR-отделов из-за новых условий работы.
👎 Нехватка нужного персонала на открытые роли и замещение мобилизованных.
Возможный позитивный эффект
👍 HR-функция вновь нуждается в трансформации, в которой подбор новых людей — далеко не первоочередная задача.
👍 Компании уже начали прорабатывать варианты бронирования для своих ИТ-специалистов — это может прибавить очков компании в глазах сотрудников и потенциальных соискателей, то есть привлекательность вакансий растёт.
👍 Компании начинают или продолжают организовывать встречи с экспертами: финансистами, психологами, юристами, чтобы поддержать сотрудников. Растёт значимость системы обратной связи.
Если вы хотите узнать больше о ситуации на рынке труда, загляните в отчёты или обратитесь к бесплатной аналитике в разрезе регионов и профессиональных сфер. А ещё — обязательно