9 признаков компании, которой не надо участвовать в Рейтинге работодателей

Недавно мы рассказывали, зачем компаниям нужно участие в Рейтинге работодателей России, и какие изменения произошли в Рейтинге в 2020 году. Теперь разберемся, в каких случаях участвовать в Рейтинге не стоит, а какие причины отказа от участия ошибочны.
1. В компании меньше 100 сотрудников

Один из обязательных этапов участия в Рейтинге — оценка лояльности сотрудников. Эта оценка проводится с помощью eNPS-опроса. Если у вас меньше 100 человек в штате, то этого количества будет недостаточно, чтобы собрать минимальную выборку.

Еще один обязательный этап участия в Рейтинге — опрос соискателей, ищущих работу на hh.ru. В этом опросе они выбирают компании, в которых хотели бы работать. Если компания еще совсем не известна на рынке, то вряд ли за нее проголосует много человек. Как раз маленькие компании обычно находятся в начале своего бизнес-пути и поэтому не отличаются известностью.

Дайте себе время подрасти — и место в Рейтинге ждет вас! А если у вас сейчас 99 сотрудников в штате — нанимайте еще одного и участвуйте в Рейтинге.

2. Нет стремления развивать свои HR-процессы

Обязательный этап участия в Рейтинге — оценка эффективности и уровня развития HR-функции в компании. Для этого HR-специалистам предлагается заполнить профессиональную анкету.

Если HR-служба только-только формируется (возможно, вы первый и пока единственный HR в компании, работаете здесь недавно), процессы управления персоналом тоже еще в зачаточном положении, то оценивать пока нечего. Вам требуется время на рост и развитие, чтобы претендовать на место в Рейтинге.

Но и в этом случае есть смысл подать заявку на участие в Рейтинге — только не проходить этапы до конца, чтобы не транслировать свои результаты на рынке. Сам процесс участия будет полезен, потому что вы:

  • познакомитесь с анкетой и поймете, на какие параметры стоит ориентироваться, выстраивая HR-процессы в компании;
  • сможете оценить лояльность сотрудников с помощью специального опроса. Даже если она окажется низкой, вы определите свою стартовую точку, чтобы понять, как вам работать над внутренним брендом работодателя;
  • за год вы выстроите свои HR-процессы, воспользовавшись анкетой как ориентиром, поработаете над лояльностью сотрудников — и через год примете участие в Рейтинге хорошо подготовленными. Вы сможете оценить результаты своего труда, сравнив данные нового опроса с прошлогодними результатами, и получить наконец заветное место в Рейтинге.
3. Компания опасается любого пиара

Бывают компании, которые по каким-либо причинам предпочитают держаться в тени, привлечение любого внимания к себе считают лишним и боятся мелькать в СМИ даже по хорошим поводам.

Если это ваш случай, то Рейтинг вам противопоказан. Его результаты публикуются не только на hh.ru и сайте Рейтинга, но и в статусных СМИ — таких, как РБК, «Коммерсантъ», «Ведомости», «Известия», ТАСС, «Деловой квартал», «Лента.ру» и другие. Есть риск, что о вашей компании услышат многие.

4. Нет желания привлекать внимание соискателей

В 2021 году соискатели, просматривая вакансии компании и ее страницу, сразу заметят, что она есть в Рейтинге. В профилях работодателей на hh.ru, участвовавших в Рейтинге, появится соответствующий значок.

Как будет выглядеть значок участника Рейтинга работодателей России в поиске вакансий на hh.ru:

9 признаков компании, которой не надо участвовать в Рейтинге работодателей

Все участники получат также сертификат, которым можно украсить как сайт, так и офис.

9 признаков компании, которой не надо участвовать в Рейтинге работодателей

Всё это работает на престиж и на привлечение новых сотрудников: не секрет, что соискатели хотят работать в компаниях с хорошей репутацией.

Рейтинг работодателей размещен на главной странице соискателей на hh.ru. Все, кто ищет работу на hh.ru (напомним: у нас 45 миллионов резюме), могут перейти по ссылке, чтобы узнать результаты Рейтингов прошлых лет.

Ежемесячно тысячи соискателей ищут в интернете список лучших работодателей — и выходят на топ-100 компаний из Рейтинга прошлого года. Из него можно сразу перейти по ссылкам к описанию компании и ее актуальным вакансиям. Это тоже дополнительный источник внимания от тех, кто ищет работу.

Но всё это, конечно, вам совершенно ни к чему, если вы считаете, что репутация не нуждается в укреплении, воспринимаете любые рейтинги как «мишуру», а понятие «бренд работодателя» кажется вам бессмысленной чепухой.

5. В компании недавно были приняты или планируются непопулярные меры

Этот год для многих выдался тяжелым. Кому-то удалось пережить приостановление нормальной деятельности и экономические кризисные явления без суровых потерь, а кому-то для выживания бизнеса пришлось или предстоит принять непростые меры: сократить штат, перевести людей на неполное рабочее время, снизить зарплаты. Возможно, это плохо сказалось на лояльности сотрудников.

Один из этапов участия в Рейтинге — оценка лояльности сотрудников на основе их опроса. Этот опрос называется eNPS, подробнее про него можно прочитать здесь. Он очень простой (не более 4 вопросов) и не займет у ваших сотрудников много времени. Ключевой вопрос: насколько они готовы рекомендовать компанию как работодателя своим друзьям и коллегам.

Правда, если в компании были приняты непопулярные меры, это еще не значит автоматически, что вы оставили негативное впечатление у своих сотрудников. Возможно, вы успешно прошли этот период и в этом случае можете смело участвовать в Рейтинге.

Многое зависит от того, как вы эти меры организовали и как объяснили сотрудникам необходимость их введения. Если всё было правильно спланировано, организовано справедливо и максимально бережно по отношению к сотрудникам, если вы грамотно выстроили HR-коммуникации в сложный период, то вполне возможно, не только не потеряли лояльность сотрудников, но даже укрепили ее.

Если всё прошло не очень гладко и вы уверены, что лояльность действительно пострадала, взгляните на это трудное положение как на стартовую точку для роста. Придется поработать над тем, чтобы вернуть лояльность на прежний уровень, прежде чем претендовать на место в Рейтинге. А для оценки эффективности принимаемых мер полезно будет ежегодно отслеживать рост eNPS.

6. В этом году произошло слияние (присоединение)

Если у вас недавно состоялось слияние с другой компанией или присоединение (поглощение), еще не завершен процесс объединения HR-служб и внутренних политик, то в этом году вам, пожалуй, стоит пропустить участие в Рейтинге. Есть риск получить смазанные, непоказательные результаты исследования eNPS, а также оценки уровня развития HR-процессов.

Скорее всего, сотрудники пока еще не разобрались в особенностях новой объединенной компании. Кто-то при прохождении опроса по лояльности будет ориентироваться на то, что происходило в их прежней компании (хотя после объединения это уже неактуально), кто-то проявит свое недовольство новыми процессами только потому, что они им еще непривычны, кто-то просто отреагирует на стресс, связанный с переменами, хотя это временное явление.

Подождите год — за это время всё должно войти в привычное русло.

7. В компании «армейская» атмосфера

Топ-менеджеры компании скептически относятся к понятию «корпоративная культура», интересоваться мнением сотрудников и учитывать его не принято, стиль руководства — «Выполняйте приказ!» и «Нет разговорчикам в строю!». В глазах директора задачи HR-службы ограничиваются кадровым делопроизводством, наймом новых сотрудников, когда старые сбегают (в компании высокая текучесть) и разве что бронированием банкетов по случаю корпоративов.

Это про вашу компанию? В таком случае можно сразу спрогнозировать, что результаты оценки лояльности сотрудников, а также развитости HR-процессов — увы! — окажутся плачевными. Принимать участие в Рейтинге только для галочки не стоит.

8. У HR-службы нет заинтересованности

HR-менеджеры компании совсем не увлечены своей работой и не интересуются передовыми практиками по управлению персоналом, не знакомы с HR-терминологией, метриками, а главное — не хотят разбираться в этом и расти профессионально. Если они увидят в анкете по исследованию эффективности HR-процессов незнакомые понятия, то постесняются спросить более опытных коллег, поленятся прочитать ответы на самые распространенные вопросы или самостоятельно искать информацию в интернете. Им совсем не хочется «высовываться» на работе, брать на себя еще одну задачу — в частности, заниматься участием в Рейтинге.

Если вся HR-служба компании состоит только из таких менеджеров, то это безнадежный случай. Тогда и HR-процессы в компании наверняка очень слабые. Но если есть хотя бы один увлеченный специалист, пусть даже начинающий, главное — неравнодушный и стремящийся к развитию, то поучаствовать точно стоит. Это принесет пользу и личной карьере — можно будет добавить опыт участия в Рейтинге в копилку своих профессиональных навыков, сопровождение процесса участия — в портфолио проектов и узнать, как проводятся HR-исследования. А руководство наверняка заметит и оценит проактивного сотрудника.

9. HR-служба вечно пропускает дедлайны

Каждый год, несмотря на постоянные напоминания про сроки прохождения очередного этапа Рейтинга, после их окончания мы получаем множество писем с отчаянным вопросом: «Ой, а мы что, всё пропустили?! Мой директор будет в бешенстве! Он так хотел, чтобы компания была в Рейтинге!».

У нас предусмотрены достаточно длинные сроки для каждого этапа:

Зарегистрировать компанию на сайте Рейтинга и пройти два основных этапа: заполнить HR-анкету, провести eNPS-опрос сотрудников (для оценки их лояльности) нужно до 30 сентября 2020 года. Чтобы успеть, достаточно просто не откладывать до последнего.

Но если вы не очень аккуратны с соблюдением сроков в принципе и любите оставлять всё на последний момент, то, чтобы не получать очередной нагоняй от руководства («Почему мы не в Рейтинге?»), лучше не участвовать.

Три причины, которые вводят в заблуждение

Есть типичные причины, по которым компании иногда отказываются от идеи участвовать в Рейтинге — и совершенно напрасно! На самом деле это не обоснованные аргументы, а всего лишь заблуждения или пустые страхи. Вот они:

1. «Мы уже участвовали в прошлом (позапрошлом) году»

Проще говоря, зачем снова напрягаться, если можно несколько лет почивать на прошлых лаврах?

Место в Рейтинге — не что-то «высеченное в камне». Если вы просмотрите рейтинги работодателей за разные годы, вы увидите, что одни и те же компании в разные годы нередко оказывались на разных местах. Это неудивительно: за год в компании и инфополе вокруг нее может многое измениться, что повлияет как на оценку ее внутренних HR-процессов, так и на отношение к ней сотрудников и соискателей на рынке труда. Соискатели, которые ищут результаты Рейтинга для оценки перспектив работы в той или иной компании, тоже это понимают. Поэтому их интересуют прежде всего результаты актуального Рейтинга, а не то, что было год, два, три назад.

А еще есть две очень веские причины для участия именно в этом году:

  1. Сам Рейтинг в 2020 году изменился, плюс с этого года будет еще больше его продвижения среди соискателей, чем было раньше. Это значит, что вы извлечете из участия больше пользы, чем раньше.
  2. Из-за того, что этот год выдался для бизнеса невероятно трудным, полным форс-мажоров и испытаний, многие прежние HR-достижения компаний, даже самых известных на рынке, их репутация именно как работодателей, оказались поставлены под сомнение в глазах соискателей. То, что было в прошлом году, теперь воспринимается как прошлая жизнь — мир ощутимо изменился всего за несколько месяцев. Мало ли каким замечательным работодателем компания была в прошлые годы — для соискателей важнее, смогла ли она удержать этот статус в кризисном 2020-м. Вот что будет интересовать людей при поиске новой работы.

2. «Страшно оказаться хуже всех»

Рейтинг — не конкурс, где из всех участников выбирают несколько топовых призеров. Это ранжирование всех участников по количеству баллов. Поэтому в Рейтинг попадают не избранные, а все компании, которые зарегистрировались для участия в нем, вовремя и в полном объеме прошли все его этапы.

А самое главное: не столь важно, какое место займет компания, важен сам факт, что она фигурирует в Рейтинге. Это свидетельство того, что она работает над своими HR-процессами, заботится о впечатлении, которое производит на сотрудников и соискателей, дорожит репутацией. Всё это признаки небезразличного работодателя. Компания, которой абсолютно все равно, как ее воспринимают сотрудники и кандидаты, даже не задумается об участии в Рейтинге.

Компаний, которые заботятся о своем бренде работодателя, работают над внутренними HR-процессами, в России пока вообще очень немного — вы можете гордиться уже тем фактом, что входите в их число. Это само по себе преимущество по сравнению с теми, кто пока даже не задумывается об этом. Для участия в Рейтинге не надо быть идеальным — достаточно просто стремиться к успеху, начать хотя бы как-то развивать свою работу с персоналом.

К тому же первое участие в Рейтинге — это возможность прощупать почву, провести разведку боем. Вы изучите анкеты, узнаете, как организованы этапы, и даже если не пройдете их до конца, будете готовы к уверенному участию в следующем году.

3. «Страшно сравнивать себя с крупнейшими корпорациями»

Этого и не будет! Мы не станем сравнивать показатели небольших компаний с показателями огромных корпораций. Рейтинг 2020 года будет состоять из нескольких Рейтингов участников, распределенных по численности персонала:

  • От 100 до 250 человек;
  • От 251 до 1000 человек;
  • От 1001 до 5000 человек;
  • Более 5000 человек.

Компании будут ранжироваться по баллам внутри своей группы, а не все вместе в одном общем списке.

Кроме того, мы сформируем по результатам исследований еще четыре особых субрейтинга работодателей:

  • Самых популярных среди соискателей;
  • С самыми лояльными сотрудниками;
  • С самыми развитыми HR-процессами;
  • Лидеров в каждой отрасли.

Как видите, даже у небольших компаний с численностью 100–250 человек есть возможность заявить о себе среди самых привлекательных работодателей страны.

Всё еще сомневаетесь?

У вас нет никаких из обозначенных в этой статье причин, чтобы избегать участия в Рейтинге, но вы всё равно до сих пор не подали заявку, потому что думаете? Время идет. За первый месяц с начала регистрации заявки подали более 320 участников. У них есть все шансы попасть в число тех, кого будут считать лучшими работодателями России. Присоединяйтесь, пока не поздно!